Неточные совпадения
— XIX век — век пессимизма, никогда еще в литературе и философии не было столько пессимистов, как в этом веке. Никто не пробовал поставить вопрос: в чем коренится причина этого
явления? А она — совершенно очевидна: материализм! Да, именно — он! Материальная
культура не создает счастья, не создает. Дух не удовлетворяется количеством вещей, хотя бы они были прекрасные. И вот здесь — пред учением Маркса встает неодолимая преграда.
Столь разнохарактерные
явления, как империализм в политике и теософия в духовной жизни, одинаково симптоматичны для тяготения к выходу за пределы европейской
культуры, к движению с Запада на Восток.
Такие великие
явления мировой
культуры, как греческая трагедия или культурный ренессанс, как германская
культура XIX в. или русская литература XIX в., совсем не были порождениями изолированного индивидуума и самоуслаждением творцов, они были
явлением свободного творческого духа.
Человечество должно было пройти все стадии первоначального, естественного откровения, пережить языческий политеизм, индийское мироотрицание и иудейское единобожие, должно было достигнуть высших ступеней философского самосознания в Греции и совершить полные предчувствий греческие мистерии, должно было устроиться римское всемирное царство, объединяющее человечество в мировой
культуре, чтобы мир созрел для
явления Христа, чтобы тоскующее, жаждущее человечество увидело Логос во плоти.
А такие
явления германской
культуры, как Гете и Новалис, Фр.
Греческая религия привела античную
культуру к безысходной тоске, к унынию и мраку, который охватил весь мир в эпоху
явления Христа.
Ветхий Завет и пророки, язычество и греческая философия, восточные религии и античная
культура — все это было путем к Христу, всемирной подготовкой почвы для
явления Логоса во плоти.
— А вот так и нет! История есть у царей, патриархов, у дворян… даже у мещан, если хотите знать. История что подразумевает? Постоянное развитие или падение, смену
явлений. А наш народ, каким был во время Владимира Красного Солнышка, таким и остался по сие время. Та же вера, тот же язык, та же утварь, одежда, сбруя, телега, те же знания и
культура. Какая тут к черту история!
Во всех европейских законодательствах правила для акционерных компаний находятся еще, так сказать, в первичном и начинающем состоянии, так как это
явление нового мира, новой цивилизации и новой
культуры; но, тем не менее, сколько можно судить по духу всех законоположений, то иски от частных лиц могут быть обращаемы только к запасному капиталу общества или к его имуществу, но никак не к имуществу акционеров!
Солнечное
явление Пушкина, радость и обетование русской
культуры, ее духовный центр в первую половину XIX века мы ощущаем уже как принадлежащее к иной исторической, а быть может, и космической эпохе, он относится даже не к отцам, но к дедам нашим.
И сколько духовного наслаждения вы получите, если будете смотреть на мир божий, на вечно окружающую нас природу — и на море, и на небо — так сказать, вооруженным глазом, понимающим ее
явления, и воспринимать впечатления новых стран, совсем иных
культур и народов, приготовленные предварительным знакомством с историей, с бытом ее обитателей, с ее памятниками…
Форму тела, как
явление эстетическое, знала Греция, и это входило во всю её
культуру.
Культура сама по себе не есть преображение жизни и
явление нового человека.
Славянофилы неправы были еще потому, что именно в петровский период истории был расцвет русской
культуры, было
явление Пушкина и великой русской литературы, пробудилась мысль и стали возможны сами славянофилы.
Это
явление более глубокое, чем кризис канонического искусства, это кризис всякого искусства как дифференцированной ценности
культуры, перелив творческой энергии на иной путь.
В мистике было предварение творческой религиозной эпохи, как было и в других
явлениях мировой
культуры, но и в мистике нес человек послушание последствиям греха.
Но критическая гносеология — слишком серьезное
явление современной
культуры и серьезный симптом болезни творчества, трагедии рождающегося творческого самосознания.
Сам Достоевский был великим
явлением русской
культуры, ее вершиной.
Все
явление Ницше, с его страстной мечтой о трагической, дионисической
культуре, было страстным и болезненным протестом против торжествующего духа европейской цивилизации.
Неизбежность понятия о власти, для объяснения исторических
явлений, лучше всего доказывают сами общие историки и историки
культуры, мнимо отрешающиеся от понятия о власти и неизбежно на каждом шагу употребляющие его.
В этом смысле коммунистический интернационализм есть уже
явление нового средневековья, а не старой новой истории, и к новому средневековью нужно отнести всякую волю к религиозному объединению, соединению разорванных частей христианского мира, волю к универсальной духовной
культуре, обнаруживающуюся в высшем духовном слое современного человечества.
Само
явление Пушкина возможно было потому, что Петр «вздернул Россию на дыбы», приобщил к мировой
культуре и уготовил русскому народу удел великого народа. Но маленький Евгений не хотел принять великой судьбы народа, он в ужасе отступил перед жертвами, которых требует эта судьба.
В эпоху падения античного мира и
явления христианства «реакционно» было отстаивать начала античного просвещения и античной цивилизации и в высшей степени «прогрессивно» и даже «революционно» было отстаивать те духовные начала, которые потом восторжествовали в средневековой
культуре.